В прошлом сезоне этот 29-летний защитник провел всего шесть матчей в премьер-лиге. Тем не менее в декабре он продлил контракт с клубом, а на сборах отвоевал себе место в составе "Спартака".
- Почему вы не ушли из "Спартака", угодив позапрошлой весной в дубль?
- А куда мне было уходить? Если бы появилось стоящее предложение из Европы, я бы поехал. Согласился бы и на вторую бундеслигу и на первый английский дивизион. А так мне "Терек" предложили - еще Федотов. Мол, есть такой вариант в первой лиге, поедешь?!
- И что вы ответили?
- Нет, говорю, спасибо - я лучше здесь останусь, пусть и в дубле. Буду контракт отрабатывать, ждать своего шанса.
- Вы при Федотове в основе хотя бы один матч провели?
- Нет, только в дубле практиковался.
- Неужели даже одного шанса вам этот тренер не дал?
- Был полушанс. Накануне игры с ЦСКА травмировался Жедер, меня сняли с матча дублеров, отправив в Тарасовку. Федотов передал через помощников, чтобы я готовился - завтра играю. В итоге разделся я в... запас. А дубль тогда армейцам 0:4 проиграл. Было неприятно...
- Вы хотя бы разобрались в причинах такой холодности к себе бывшего главного тренера?
- В России всегда так - со сменой тренера в команде меняются игроки. Одни попадают в немилость, а других поднимают из запаса.
- "Спартак" немного другой клуб - эти правила касаются его в меньшей степени.
- Ну а меня они коснулись! Я, кстати, был готов к такому повороту, потому и не переживал сверх меры. В "Спартак" меня привел Старков, от Федотова все ждали перемен. Он загнал меня в дубль.
- Как вы там профессионально не деградировали?
- Я не такой человек, чтобы быстро сдаться и опустить руки.
- Вы терпеливый?
- Да. Если мне говорят - дубль, пусть так, но я не считаю себя слабым игроком. Это можно доказать, играя там, куда тебя отправили.
- А было кому доказывать? Главному тренеру любого клуба не так просто найти время, чтобы посетить игру дублеров...
- Руководство нашего клуба регулярно посещает игры резервного состава. Смотрят, оценивают, интересуются, общаются с игроками. Черчесов, как спортивный директор, не пропускал ни одной игры дублеров.
- Он вас поддерживал?
- И он, и многие другие. "Ты играешь на своем привычном уровне", - так мне говорили люди, наблюдавшие за матчами.
- Черчесов, став главным, в вас быстро поверил, так ведь?
- Он сначала вызвал меня к себе, потом в основную команду, но ничего не обещал. Мол, ты один из первых кандидатов в состав после квартета наших основных игроков. Тогда это были Мартин, Радек, Шиша (Йиранек, Ковач, Шишкин, - Прим. А.А.) и Штранцль. Жди шанса, готовься.
- Дождались, выходит?
- Да, травмы у коллег, болезни - выпал и мне шанс. Пытаюсь теперь его использовать.
- А когда вы свой первый шанс при новом главном тренере получили?
- Ключевым моментом, наверное, стала игра в Глазго. Мы там в меньшинстве неплохо отыграли, а меня выпустили на замену, и она была удачной (улыбается). После "Селтика" сразу из сборной позвонили.
- Вы там, если не ошибаюсь, тоже давно не появлялись?
- Полтора года не вызывали, а тут сразу вспомнили.
- Говорят, вас в команде Горлуковичем зовут? Это правда?
- Дедом меня зовут - это производная от фамилии. Горлуковича в свое время именно так звали, но это лишь совпадение, не более того.
- Когда вам после сезона предложили новый контракт, какие чувства испытали?
- Подумал, что я не зря терпел. Выходит, что-то представляю собой как игрок, раз тренеры решили сохранить меня в команде.
- "Спартак" ведь не первый ваш российский клуб, не так ли?
- Да, я в "Торпедо-ЗИЛ" полгода провел. Главным тренером Кучеревский работал, а в клубе царили беспорядок и бедность.
- Вас в Россию сосватал владелец шотландского "Хартс" Владимир Романов?
- Да, он тогда был владельцем моего родного клуба - "Каунаса" и решил попробовать продавать игроков за границу. Сделка со мной была одним из первых опытов в его футбольном бизнесе. После Москвы я уехал в Ригу, где провел хорошие годы.
- Не из-за этого ли вас многие латышом долго считали?
- Было такое. Хотя я родился в Каунасе, где и провел все время до отъезда из Литвы.
- У соседей вы играли в "Сконто"?
- Да, и четыре раза подряд стал чемпионом Латвии. А всего у меня шесть таких титулов. Есть еще два литовских, и все они добыты без перерывов, в режиме non stop. Я тогда только в ЗИЛ на полгода ездил, а так без устали побеждал в чемпионатах стран Прибалтики.
- А спартаковские медали вам дороги?
- Очень. Это все-таки чемпионат России, другой уровень. Правда, при Федотове мне медаль не дали. Не наиграл, видимо. Меня этот факт задел немного. Я тогда всего три матча провел, еще весной, а потом травму получил. Ну и все - дальше в моей жизни начался дубль.
- Литовец, высокий, достаточно мощный, родился и вырос в Каунасе, а баскетболистом не стал. Как такое могло произойти, Игнас?
- Меня в теннис отдали сначала - так хотели родители. Там старшая сестра уже занималась. Она потом в Германию уехала, играла какое-то время за местные клубы, потом осталась жить.
- А вы в Россию отправились...
- Теннис мне быстро надоел, вот и сменил специализацию. А баскетбол... Ну не всем же в Каунасе заниматься этой игрой?! Хотя позже, когда я уже стал профессиональным футболистом, нас регулярно приглашали на игры "Жальгириса". Там делами заправлял Шабтай Калманович. Он теперь в России, в Москве. Этот человек хотел и футболом заняться в Литве, но не получилось что-то там - я всего знать не могу. Но баскетбол того "Жальгириса" мне запомнился - сильная была команда, Евролигу опять же выиграла!
- Вы обладатель паспорта страны, недавно вошедшей в единую Европу. Скажите, а к нашей жизни вы привыкли?
- Было бы к чему привыкать! Язык я в школе учил, проблем тут не было, порядки и нравы мне были известны - улыбаются люди редко, могут порой на ровном месте "обложить". Это, конечно, не плюс, а так - нет проблем. Я в России, как дома. Чемпионат нравится, в нем все интересно. Клуб большой, все солидно. Еще бы мне тренеры играть почаще давали - было бы просто супер.