Непростыми для судейства выдались две предыдущие игры чемпионата России-2008, на которых работал Игорь Егоров. А субботний матч "Химки" - "Спартак" оказался еще труднее. Это признал и сам арбитр, оценивший поединок в Подмосковье как "очень сложный". О деталях нижегородец был готов беседовать, как говорится, только "не для печати". Вчера еще чувствовалось, что Егоров не отошел от переживании и эмоционально реагирует почти на все вопросы, касающиеся конкретных эпизодов игры.
"Плохие", как выражаются в судейских кругах, моменты произошли на 30-й и 69-й минутах. В обоих Егоров занимал удачную позицию и ясно видел все происходящее. Если судить по телетрансляции, то, наверное, во втором случае, когда был назначен 11-метровый удар в ворота "Химок", можно принять сторону арбитра. Похоже, Самусевас действительно нарушил правила в борьбе с Титовым.
Первый же момент необходимо разбить на подэпизоды, чтобы понять, в какой ситуации оказался судья. После навеса Блатняка с правого фланга мяч летел точнехонько на голову Антипенко. Нападающий "Химок" должен был замкнуть передачу ударом головой и имел все шансы поразить ворота "Спартака", если бы не сфолил Дедура, толкнувший форварда в спину. Мяч тут же отлетел дальше в сторону Паршивлюка и Чеха. И в этом единоборстве находящийся сзади соперника игрок (Чех) подтолкнул оппонента, если судить по характеру движений Паршивлюка. А затем уже словенский легионер "Химок" вывел хозяев вперед.
Сторонники решения рефери в качестве аргумента приведут последовательность Егорова, который не остановил матч, а позволил бороться таким образом с соперниками и Дедуре, и Чеху. Несогласные же отметят, что лучше бы арбитр в эпизоде на 29-й минуте сразу назначил пенальти в ворота "Спартака" за действия Дедуры. Какой позиции придерживаться - выбирайте сами.
Неважное качество трансляции не позволяло увидеть многое из происходившего на поле. В частности, телезрителям было непонятно, из-за чего в самом конце матча поле покинул Моцарт. "После забитого спартаковцами гола мяч подали к центру поля, а он взял и выбил его на трибуну, - пояснил Егоров решение показать бразильцу вторую желтую карточку - Это неспортивное поведение".
Еще один неприятный для судьи момент случился на 45-й минуте. Спартаковцы Титов, Павлюченко, Моцарт и Веллитон оспаривали решение о назначении штрафного удара в пользу "Химок". Русскоговорящие Титов и Павлюченко достаточно быстро отошли от арбитра, а вот заговоривший уже по-русски Моцарт и непонятно как общавшийся с Егоровым Веллитон остались.
Дальше произошло то, что можно охарактеризовать фразой из фильма "Берегись автомобиля": "Деточкин, конечно, виноват. Но он не виноват". Разгорячившегося Веллитона, который пошел грудью на Егорова, тот остудил не желтой карточкой, а... встречным движением-ударом грудью. Несколько лет назад точно так же нижегородец по-мужски - но не по-судейски - поступил в столкновении с выступавшим тогда за ЦСКА Поповым.
Веллитон продолжал что-то выговаривать судье и даже постучал пальцем по виску. Затем бразилец полез правой рукой к Егорову, а тот резким движением левой руку Веллитона оттолкнул. Нападающий сделал было встречное движение головой в голову арбитра, но тут уже Моцарт наконец урезонил соотечественника.
На мою просьбу пояснить свои действия Егоров ответил отказом. В этой ситуации мне остается только разделить оценку его действий как мужчины и как судьи. По-мужски он был прав, по-судейски - категорически нет. Что должно быть на первом месте в футбольном матче? Наверное, все-таки арбитру стоило остудить пыл бразильца "горчичником". А если бы за этим последовал жест у виска или Веллитон продолжал бы выражать недовольство другими способами, его следовало бы удалить. С другой стороны, во втором тайме нападающий держался от Егорова подальше и в споры с ним не вступал.