Для казанской милиции очередной матч «Рубина» попал в категорию особой сложности. Недавний инцидент в Нальчике побудил казанских служителей закона активизировать все силы, ведь поддержать красно-белых прибыло около пяти тысяч фанатов. По большому счету, опасения оказались напрасными.
СОЛИДОЛ ОСТАЛСЯ В ПРОШЛОМ
Схема работы с болельщиками в Казани отлажена уже давно, поэтому накануне матча участники совещания приняли лишь одно реформаторское решение: отказаться от смазывания решеток гостевого фан-сектора солидолом. Более того, работники стадиона отмыли и закрасили решетки.
— Мы ни в чем не хотим ущемлять права болельщиков «Спартака», — сказал начальник МОБ УВД Казани Сергей Чанкин. – Надеемся, что фанаты будут вести себя адекватно и не допустят провокаций. И к баннерам отношение будет придирчивым…
Первая партия болельщиков прибыла в столицу Татарстана еще 1 мая. На игре молодежных составов обошлось без происшествий. А вот поезд № 596, прибывший из Москвы в Казань в 4 утра пятницы, был взят под контроль еще в Муроме.
— В Муроме подсели пятеро омоновцев, провожали нас до Казани, – рассказал корреспонденту» Советского спорта» Александру ЕГОРОВУ начальник поезда Рамазан Исмаилов. – Как болельщики себя вели? Нормально. Они же хорошие ребята, если не считать нескольких «балагуров». В общем, отделались легким испугом.
Легкий испуг – это три выбитых стекла в тамбурах 3-го и 4-го вагонов.
НЕТ ШАРФОВ – НЕТ ОГНЯ
Надеваю спартаковский шарф и отправляюсь на стадион. За два часа до матча милиция открывает вход на Северную трибуну, где выделены места для фанатов красно-белых. «Всяк сюда входящего» милиция досматривает тщательно, раза по три-четыре. В очередях на пунктах досмотра некоторые болельщики от скуки поддразнивают милицейских собак, доводя их до истошного лая.
— Если кто-то перепрыгнет через ограду – не паниковать! – офицер милиции инструктирует сержантов. – В охапку их сгребайте — и на улицу!
Впрочем, выбраться из сектора на поле – затея безнадежная: трехметровый металлический забор сверху накрыт сеткой. Настоящая клетка!
Наученные горьким опытом последнего красно-белого нашествия, во время которого огонь в гостевом секторе почти не угасал, милиционеры заставляют фанатов оставить в камере хранения шарфы вражеских клубов (именно их жгли «спартачи»).
К пьяным, коих немало, относятся лояльно. Им предоставляется право выбора: вытрезвитель или отдых на травке с повторным «рассмотрением дела» после первого тайма. Все предпочитают второй вариант, и не зря — после перерыва все желающие окажутся на трибуне, как и те фаны, которым не хватило билетов.
О КОСОВЕ И НЕНАВИСТИ К СЕМАКУ
1–4-я минуты. Прохожу в фан-сектор, который уже взывает: «Вперед, «Спартак»!». В секторе все идет по своим законам. Традиционные развлечения: дружески потолкаться или надуть презерватив…
В первые минуты игры в секторе разворачивают сразу несколько баннеров. «Перемен требуют наши сердца» пояснений не требует – турнирное положение «Спартака» его поклонников никак не устраивает. «Наша кровь красно-белая. А ваша?» Вопрос явно адресован игрокам, но понимают ли они его, ведь в команде много иностранцев.
5–19-я минуты. В последующие четверть часа приезжие фаны выдают почти весь свой репертуар: от патриотических песен о родном клубе до непристойных кричалок в адрес местной публики. Особенно достается капитану казанцев Семаку, немало лет поигравшему в армейском клубе. А вот один из дирижеров (его лицо почему-то закрыто маской) расстегивает куртку, и спустя секунды многотысячный хор подхватывает написанную на ней фразу: «Косово – это Сербия!».
20–30-я минуты. Бразилец Веллитон открывает счет. В спартаковском секторе творится сумасшествие! Толкотня, вспыхивают с десяток файеров. От дыма слезятся глаза. Только теперь все начинается!
РЕЗИНОВЫЕ ЧЕРЕПА
31–46-я минуты. Спартачи расходятся не на шутку. На беговую дорожку градом сыплются бомбочки, которыми дети балуются в Новый год. Выстрелы следуют один за другим. Вроде безобидные штуки, а неприятно. Только когда пожарники пригоняют машину и начинают разворачивать шланги, красно-белые остывают – не настолько на улице жарко, чтобы принимать душ из ледяной воды.
47–64-я минуты. «Боже, «Спартак» храни, дай ему силы, чтоб он победил!» — в начале второго тайма спартачи взывают к Всевышнему.
65–75-я минуты. Голы Баженова и Павленко с интервалом в четыре минуты доводят сектор до экстаза. Обезумевшие от счастья фанаты братаются со всеми подряд и на радостях прыгают друг на друга. Тут же над головами пролетают с корнями вырванные сотни кресел. Рядом со мной приземляется резиновая пуля – шарик в виде черепа. Хорошо, что снаряд выпущен из ракетницы и был уже на излете... Пора уходить…
Мне-то повезло – цел-невредим. А вот и первая и, к счастью, последняя жертва давки. Девушку под руку ведут к машине «скорой помощи».
— Растяжение связок голеностопа, ничего страшного, — поясняют врачи, тут же оказавшие пострадавшей помощь.
76–90-я минуты. Фаны, не останавливаясь, распевают гимны во славу любимого клуба. Вратарь «Спартака» Плетикоса, растроганный постоянным скандированием своей фамилии, при каждом случае приветствует своих болельщиков.
После окончания матча спартачи еще долго не покидают стадион. Лишь спустя час их выпускают. Некоторые в сопровождении милиции добираются до железнодорожного вокзала, другие разбредаются по улицам города. Выплеснув эмоции на стадионе, сейчас они ведут себя спокойно. Никаких инцидентов во время и после матча не произошло.